Причины и лечение синдрома гиперактивности у детей дошкольного возраста


Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение

Гипеактивность считается серьезной патологией, связанной с поведением и психоэмоциональным состоянием ребенка.

У детей с таким диагнозом возникают трудности в социальной адаптации, и возникает риск дезадаптации.

Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности.

Исключить негативные последствия гиперактивности у детей дошкольного возраста можно только своевременным и комплексным лечением.

Общая информация

Общая информация о проблеме

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

к содержанию ↑

Как связана с синдромом дефицита внимания?

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Как связана патология с синдромом дефицита внимания?

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.
к содержанию ↑

Совет от редакции

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны - самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Mulsan Cosmetic, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно. Уверенно рекомендуем официальный интернет-магазин mulsan.ru. Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Симптомы и признаки


Симптоматика гиперактивности у детей начинает развиваться практически с рождения. Такие малыши чрезмерно активны, но у них развивается отставание в физическом развитии.

Вспышки яркого света, речь, некоторые предметы вызывают у них бурное реагирование, свидетельствующее о наличии повышенной чувствительности к раздражителям.

Если у ребенка в поведении присутствует несколько признаков гиперактивности, то консультация со специалистом должна быть проведена обязательно.

Признаки у малышей и дошкольников:

  • задержка речевого развития;
  • хаотичность движений;
  • нарушение памяти;
  • чрезмерная физическая активность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • эмоциональная нестабильность и плаксивость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • беспокойный сон и трудности с засыпанием;
  • нарушение моторики движений.

Симптомы и признаки синдрома

Гиперактивность не оказывает влияния на умственные способности ребенка после начала посещения им школы, но данная патология может стать причиной снижения его успеваемости до критичных показателей.

Причинами плохих оценок и трудностей с восприятием материала будет повышенная физическая активность, отсутствие способности спокойно сидеть на уроках, постоянное отвлечение на окружающие предметы и ситуации.

У детей с диагнозом гиперактивности имеется риск развития нервного тика или других заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием.

Признаки у детей школьного возраста:

  • самокритичность и заниженная оценка своих способностей;
  • чрезмерная суетливость;
  • рассеянность в концентрации на определенной теме;
  • нарушение координации движений и неуклюжесть;
  • затруднения с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • нетерпеливость;
  • частые головные боли;
  • развитие фобий;
  • энурез.
к содержанию ↑

Причины и провоцирующие факторы

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Причины и провоцирующие факторы развития

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:

  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы и сложные роды;
  • преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
  • неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
  • проведение родов с помощью кесарева сечения;
  • неправильный образ жизни во время беременности.
к содержанию ↑

Диагностика


Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

    Диагностика и исследования

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.
к содержанию ↑

Что делать, если поставили такой диагноз?

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.
к содержанию ↑

Советы родителям по коррекции детского поведения


Советы и рекомендации родителям по коррекции детского поведения

Дети с установленным диагнозом гиперактивности отличаются повышенной чувствительностью психики.

В период лечения родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку и исключить провоцирующие факторы.

Внимание следует уделять режиму дня, играм, питанию, физической активности и процессу обучения.

Несколько советов родителям:

  1. В играх с ребенком должны быть исключены элементы соревнований (реакция ребенка на проигрыш может снизить эффективность проводимой терапии).
  2. Выбирая секции для детей, необходимо исключать перспективу проведения соревнований (детская психика должна быть защищена от потенциально негативных факторов).
  3. Ребенка надо как можно чаще хвалить (похвала повысит его самооценку и придаст уверенности в себе).
  4. Родители должны корректно обозначать запреты и ставить перед ребенком конкретные задачи (можно давать ребенку простые, но регулярные поручения — после сна заправлять кровать, выносить мусор, убирать игрушки после игры и пр.).
  5. Ребенка надо приучать к последовательности действий (например, после игры надо собрать игрушки, вымыть руки и только после этого обедать).
  6. Ребенка надо приучать к определенному распорядку дня (ложиться спать малыша надо приучать в одно и то же время ежедневно).
  7. Родители должны устанавливать и контролировать временные рамки перед ребенком (просмотр телевизора, игра на компьютере и другие развлечения должны занимать определенное время).
  8. Огромной пользой для эмоционального состояния ребенка обладают спортивные, но в тоже время спокойные занятия (плавание, конные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах).
к содержанию ↑

Стоит ли принимать препараты и какие?

Как лечить: стоит ли принимать малышу препараты и какие?

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

В первую очередь специалисты отдают предпочтение немедикаментозным способам.

Препараты для коррекции поведения малыша назначаются в случае экстренной необходимости.

Подбираться такие лекарственные средства должны только врачом на основании клинической картины состояния здоровья ребенка. Первичное лечение основывается на принципах психотерапии и психолого-педагогических методиках.

Примеры препаратов, используемых при лечении патологии:

  • препараты для улучшения концентрации внимания (Виванс, Фокалин, Метилин);
  • антидепрессанты (Метилфенидат, Амитриптилин);
  • препараты для улучшения работы мозга (Глицин);
  • ноотропные препараты (Пантогам, Кортексин, Фенибут).
к содержанию ↑

Особенности режима дня и питания

Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.

Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.

Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:

  1. Особенности режима дня и питания ребенкаВ рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
  2. Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
  3. В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
  4. Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).

Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.

За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.

Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.
к содержанию ↑

Прогноз

Прогноз на будущее

Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.

Последствия могут развиваться в трех направлениях — ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.

Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.

При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.

Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.

Доктор Комаровский о гиперактивности у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!



Автор статьи - Парилова Евгения Михайловна

Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

Добавить комментарий