Как проявляется гиперкинетическое расстройство поведения у детей?


Гиперкинетическое расстройство поведения у детей

Гиперкинетическое расстройство поведения – отклонение, встречающееся у детей достаточно часто. Наиболее подвержены развитию заболевания мальчики младшего школьного возраста.

Патология в разном возрасте проявляется по–разному, но, вне зависимости от выраженности симптомов, нуждается в наблюдении со стороны специалиста. Лечение патологии заключается в оказании психологической помощи, приеме специальных медикаментов.

Общая информация

Общая информация о проблеме

Гиперкинетическое расстройство поведения сопровождается выраженными отклонениями в поведении.

Характерные признаки патологии можно отметить у детей самого младшего возраста.

К числу таких признаков относят невнимательность, чрезмерную гиперактивность, беспокойность, гипервозбудимость. Эти проявления наблюдаются у многих детей, однако, это не повод говорить о том, что имеет место какая–либо патология, в большинстве случаев это просто особенности характера.

О наличии патологии можно говорить в том случае, если данные симптомы значительно сказываются на жизни ребенка, его успеваемости, взаимоотношениях со сверстниками.

к содержанию ↑

Виды

В зависимости от возраста ребенка патология проявляется по–разному. Таким образом, выделяют 3 основных разновидности отклонений, в зависимости от возрастной принадлежности:

  • у детей 3-6 лет патология проявляется в виде повышенной подвижности, эмоциональной нестабильности. Такие дети непослушны, не воспринимают правила и запреты, установленные родителями или воспитателями детского сада. Отмечаются нарушения сна, ребенок часто просыпается по ночам, отказывается от дневного сна, что еще более негативно отражается на его эмоциональном состоянии;
  • у детей младшего школьного возраста отмечается наличие проблем с успеваемостью в школе, соблюдением школьной дисциплины. Виды и формыРебенок не может сосредоточиться во время урока, ему тяжело даются самостоятельные занятия, во время которых он часто допускает элементарные ошибки. Ученику сложно сохранять усидчивость и внимательность на протяжении всего урока, в результате чего он часто отвлекается, не усваивает учебный материал;
  • у детей старшего школьного возраста отмечается склонность к неправильному образу жизни (курению, употреблению алкоголя, раннему началу половой жизни, беспорядочным связям, асоциальному поведению).
к содержанию ↑

Симптомы и признаки


Патология может проявляться по–разному, в зависимости от особенностей характера ребенка, социальных условий, в которых он находится, а также от возрастной принадлежности.

Однако, существует ряд общих признаков, характерных для данного отклонения. Существует 3 основных вида симптомов.

Группа

Клинические проявления

Невнимательность

  1. Невозможность внимательно следить за деталями выполняемой работы, в результате чего ребенок допускает грубые ошибки при ее выполнении.
  2. Неспособность сохранять должный уровень внимания в течении всего урока или на протяжении игры.
  3. Неспособность следовать инструкции, завершать работу вовремя.
  4. Неорганизованность при выполнении самостоятельных заданий.
  5. Ребенок старается избегать занятий, которые требуют определенной усидчивости, внимательности (например, выполнение домашней работы).
  6. Ребенок часто теряет свои личные вещи, игрушки.
  7. Забывчивость.
  8. Ребенок часто отвлекается в процессе какой – либо деятельности.

Гиперактивность

  1. Малыш не может долго усидеть на одном месте, постоянно двигает руками и ногами, вертится.
  2. Может произвольно покинуть свое место во время урока или выполнения домашнего задания.
  3. Избегает спокойных игр, часто шумит, бегает.

Импульсивность

  1. Ребенок может перебивать оппонента во время разговора.
  2. Во время игр или учебной деятельности не может дождаться своей очереди.
  3. Вмешивается в разговоры и игры сверстников.
  4. Много и громко говорит даже в тех случаях, когда это неуместно или запрещено.

У некоторых детей имеют место и другие признаки патологии. В частности, возможно нарушение координации движений, мелкой моторики рук. Ребенок нередко неадекватно реагирует на неудачи (раздражительность, агрессия, плаксивость).

Плохое поведение ребенка становится причиной неприятельских отношений в коллективе, что, в свою очередь, еще более обостряет эмоциональное состояние малыша.

к содержанию ↑

Причины возникновения

Причины возникновения отклонений

К развитию гиперкинетического расстройства поведения могут привести следующие негативные факторы:

  1. Нарушения развития или повреждение мозговой ткани, в частности, в области правого полушария головного мозга.
  2. Тяжелая интоксикация организма, вызванная негативным воздействием вредных химических элементов.
  3. Прием некоторых лекарственных препаратов.
  4. Нарушения внутриутробного развития (например, при кислородном голодании, маловодии).
  5. Частые стрессы, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, коллективе.
  6. Несбалансированное питание (в частности, недостаточное количество потребляемой пищи, неправильное введение прикорма).
к содержанию ↑

Есть ли связь с дефицитом внимания?


Определенно, такая связь имеется. Неслучайно на протяжении долгих лет эти два понятия считали синонимами. Тем не менее, определенные отличия все–таки существуют, заключаются они в наборе характерных признаков.

Так, если дефицит внимания проявляется, в основном, в трудностях с обучением (что характерно так же и для детей с гиперактивностью), клиническая картина гиперкинетического расстройства поведения более обширная.

к содержанию ↑

К каким докторам следует обращаться?

Если у малыша наблюдаются характерные симптомы, необходима консультация врача–психиатра.

Диагностика


Методы диагностики

Поставить точный диагноз может только врач–психиатр после изучения особенностей поведения и характера ребенка.

При выявлении признаков отклонения важно помнить, что они не должны быть единичными, то есть тот или иной симптом должен периодически повторяться на протяжении определенного периода времени (6-12 мес.). Используют следующие методы диагностики:

  1. Беседа с ребенком (часто малыш отрицает наличие тех или иных признаков патологии), а также с его родителями, воспитателями, учителями (взрослые, напротив, могут преувеличивать выраженность клинических проявлений).
  2. Наблюдение за поведением малыша в естественных для него условиях пребывания (дома, в детском саду, школе, других общественных местах).
  3. Создание искусственных жизненных ситуаций, оценка поведения малыша в них.
к содержанию ↑

Требуется ли лечение?

Безусловно, оставлять без внимания такой тревожный сигнал нельзя. Ведь гиперкинетическое расстройство не всегда проходит с возрастом. По статистике, психические нарушения сохраняются у 75% детей в подростковом возрасте, в 50% случаев в зрелом.

Опасность заключается в том, что в некоторых случаях гиперкинетические расстройства могут привести к развитию антисоциального образа жизни, склонности к уголовным правонарушениям.

Какого–либо четко выработанного метода лечения патологии не существует.

Требуется ли лечение малышу?

Подход в каждом случае индивидуальный.

Некоторым маленьким пациентам назначают психологические тренинги, коррекционные меры в школе и дома.

Другим, в свою очередь, не обойтись без приема специальных медикаментозных препаратов.

к содержанию ↑

Особенности фармакологической терапии

Прием медикаментов необходим далеко не во всех случаях развития патологии. Пациенту, у которого диагностировано гиперкинетическое расстройство, назначают следующие группы лекарственных препаратов:

  • церебральные стимуляторы (Ретилин, Пемолин) – препараты, улучшающие мозговую активность, повышающие восприимчивость к поступающей в мозг информации;
  • препараты, нормализующие процесс создания нервных клеток вещества головного мозга (ноотропы, витамины группы В);
  • препараты, нормализующие процессы кровообращения в области головного мозга (Кавинтон, Сермион).
к содержанию ↑

Советы родителям по коррекции

Советы родителям по коррекции поведения ребенка

Как уже отмечалось ранее, у детей с гиперкинетическими расстройствами наблюдаются определенные проблемы с обучением и поведением не только в общественных местах, но и в домашних условиях.

А это значит, что для достижения положительного результата необходима не только его коррекция в условиях школы, но и соблюдение родителями определенных правил в отношении малыша дома:

  1. Хорошо, если при выполнении какой–либо домашней работы малыш будет пользоваться несложными, но последовательно изложенными инструкциями и подсказками родителей. Это придаст ему уверенности в своих силах, поспособствует развитию самоорганизации.
  2. Просьбы родителей должны преподноситься ребенку в доступной для него форме, спокойным голосом.
  3. У малыша должны быть свои дела по дому. Список этих дел (на 1 день) необходимо выписать на отдельный лист бумаги, повесить его на видном месте, доступном для ребенка.
  4. При выполнении ребенком какой–либо работы, требующей усидчивости и внимания (например, самостоятельные учебные занятия дома), следите, чтобы малыш не уставал, разрешайте ему делать короткие (не более 15-20 минут) перерывы.
  5. У гиперактивного ребенка отмечается повышенный запас энергии, которую необходимо куда–то выплеснуть. Лучше всего для этих целей подходят активные игры на воздухе, занятия спортом.
  6. Следите за рационом малыша. Если вы замечаете, что ребенок после употребления определенных продуктов питания становится перевозбужденным, эти продукты необходимо исключить.
к содержанию ↑

Прогнозы

Прогнозы на будущее

При соблюдении всех необходимых условий (своевременное лечение, назначенное врачом, создание благоприятных эмоциональных условий, внимание со стороны родителей и учителей), прогноз в большинстве случаев, благоприятный.

Если же тревожные сигналы в виде симптомов гиперкинетического расстройства оставить без внимания, существует риск более серьезных психических отклонений, появляющихся уже в зрелом возрасте.

Это и антисоциальное поведение, агрессия, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков, и прочие негативные проявления.

Многие маленькие дети склонны к чрезмерной подвижности, невнимательности, эмоциональности. Однако не всегда имеет место патологическое отклонение.

О гиперкинетическом расстройстве можно говорить тогда, когда эти особенности доставляют малышу определенные проблемы в учебе, взаимоотношениях. Конечно, данную патологию необходимо лечить, выбор того или иного метода лечения осуществляет врач, наблюдающий маленького пациента.

Что делать при диагнозе «СДВГ» и «гиперактивность»? Узнайте об этом из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

Добавить комментарий