Как вовремя распознать астено-невротический синдром у детей?


Астено-невротический синдром у детей

Астено-невротический синдром — психическое заболевание, не относящееся к группе тяжелых и трудноизлечимых, которое может развиться как у взрослого, так и у ребенка практически любого возраста.

В группе риска чувствительные, эмоциональные дети, которым трудно приспосабливаться к окружающему миру. О симптомах и лечении астено-невротического синдрома у детей поговорим далее.

Содержание:

Общая информация о заболевании

Общая информация о заболевании и особенности

Астено-невротический синдром также называется неврастенией.

Обычно возникает на фоне психической травмы в сочетании с рядом прочих неблагоприятных факторов.

К примеру, заболевание может появиться, если ребенок переживет смерть близкого родственника либо станет объектом травли в саду или школе. У подростков развитие неврастении также может быть спровоцировано болезненным расставанием с любимым человеком.

Это заболевание относится к неврозам — психогенным расстройствам, при которых страдают психоэмоциональная и физическая сферы.

Неврастения также может сопровождаться и другими психическими отклонениями: депрессией, тревожным расстройством, ипохондрическим синдромом.

к содержанию ↑

Причины

На развитие астено-невротического синдрома влияют следующие неблагоприятные факторы:

  1. Причины развитияЧрезмерное количество стрессовых ситуаций. Постоянный стресс быстро приводит к возникновению неврозов. Список основных стрессовых детей и подростков: экзамены, смена обстановки, адаптация к школе или к детскому саду, разлука с матерью, проблемы в учебе, внутренние конфликты.
  2. Наследственность. Передаются, безусловно, не черты характера, а определенные особенности строения мозга, поэтому у чувствительных родителей, склонных к невротическим расстройствам, может родиться такой же ребенок.
  3. Избыточные нагрузки. Если ребенок постоянно подвергается чрезмерным умственным либо физическим нагрузкам, это приведет к развитию неврозов и прочих отклонений.
  4. Последствия воспалительных заболеваний мозга (энцефалит, менингит). Повреждения, которые мозг получает в процессе болезни, увеличивают вероятность появления различных психических нарушений.
  5. Опухоли мозга. И злокачественные, и доброкачественные новообразования в тканях мозга неблагоприятно влияют на функционирование отделов, в которых они расположены.
  6. Травмы черепа. Повреждения негативно влияют на работу мозга и дают о себе знать на протяжении длительного времени после произошедшего.
  7. Особенно опасными будут последствия в тех случаях, когда травма прошла незамеченной, а ребенок не получил лечения и не соблюдал режим, который показан в таких случаях.

  8. Эмоциональные потрясения: смерть близкого человека или любимого домашнего животного, разрыв с любимым человеком, острый эпизод сексуального, физического либо психического насилия.
  9. Влияние социума.
    Причины возникновенияСистематические издевательства в школе или в саду могут серьезно подорвать психическое здоровье ребенка. Также провоцирующими факторами являются завышенные ожидания родителей, скандалы в семье, сексуальное, физическое и психическое насилие как в семье, так и вне нее, резкие перемены в жизни (смена школы, переезд).
  10. Хроническая интоксикация. Чаще всего она возникает из-за ошибок родителей, которые дают ребенку медикаменты в неправильной дозировке.
  11. Гипоксия в период вынашивания и в процессе родовой деятельности. Недостаток кислорода неблагоприятно влияет на развитие, функционирование мозга, и последствиями этого дефицита способны стать поведенческие отклонения, психические нарушения, которые будут заметны, когда ребенок подрастет.
  12. Почечная и печеночная недостаточность. Если почки или печень функционируют некорректно, в организме задерживаются продукты распада и негативно влияют на работу мозга.
  13. Нарушения работы щитовидной железы. Избыток либо недостаток гормонов неизменно приводит к изменениям в психоэмоциональном состоянии.
  14. Недостаток витаминов. Чтобы нервная система работала хорошо, питание должно быть правильным и полноценным.

Неврастении более подвержены дети мужского пола. Это заболевание диагностируется у детей всех возрастов.

В группе риска находятся первоклассники: переход от детского сада к школе является сложным и болезненным даже для эмоционально стабильного ребенка.

к содержанию ↑

Симптомы


Для неврастении характерны следующие признаки:

  • Симптомы и признакиповышенная утомляемость;
  • нарушения сна (бессонница, чуткий сон, частые пробуждения);
  • неусидчивость;
  • агрессивность;
  • плохая переносимость поездок в транспорте (тошнота, рвота);
  • недержание мочи (особенно распространено у детей 3-6 лет);
  • нервные тики;
  • ухудшение аппетита;
  • мышечные судороги;
  • болевые ощущения в области шеи;
  • боли в голове (особенно после физических и умственных нагрузок);
  • проблемы с памятью;
  • головокружения;
  • трудности в учебе;
  • апатия;
  • плаксивость;
  • истеричность;
  • повышенная, часто беспричинная раздражительность;
  • рассеянность;
  • аутоагрессия (ребенок бьет себя, бьется головой о стены или пол).
к содержанию ↑

Стадии

Для неврастении характерно стадийное течение:

  1. Первая стадия. На этом этапе появляется беспричинная раздражительность, агрессивность, конфликтность. Снижается интерес к учебе, ребенку трудно концентрироваться.
  2. Вторая стадия. Апатичность, отсутствие интереса к деятельности, безразличие к окружающим. Раздражительность и агрессия сохраняются. Также ребенок остро реагирует на яркий свет, громкие звуки, жалуется на бессонницу, ночные кошмары.
  3. Симптомы и стадии

  4. Третья стадия. Раздражительность и агрессивность стихают, уступая место апатичности, плаксивости и сильной утомляемости. Характерна ипохондрия, особенно для детей старшего возраста.

Для этих стадий характерно чередование, и постепенно каждая из них становится длиннее, усугубляется.

к содержанию ↑

Осложнения и последствия


Если не начать лечение неврастении, постепенно стадии будут становиться длиннее, а симптоматика станет ярче, и умеренные нарушения перейдут в острые, что серьезно ухудшит жизнь и ребенку, и окружающим.

На фоне неврастении формируются более серьезные психические отклонения: депрессия, тревожное расстройство. Могут возникать панические атаки, развивается тяжелая ипохондрия.

У детей старшего возраста со временем появляются суицидальные мысли. Если лечение все еще будет отсутствовать, возможны попытки суицида, суицидальные настроения, целенаправленная аутоагрессия (ребенок режет себя, обжигает, царапает, бьет).

Безразличное отношение к состоянию ребенка, насмешки, обесценивание проблем, жестокие наказания недопустимы.

Если родители ценят и любят своего ребенка, им ни в коем случае не следует унижать его за то, что он чувствует, иначе это приведет к серьезным последствиям, включая удачную попытку суицида.

Осложнения и последствия заболевания

Проблемы с психоэмоциональным состоянием влекут за собой возникновение физических заболеваний.

В числе которых гастрит, язвенные болезни, нарушения в продуцировании гормонов, сердечно-сосудистые заболевания.

к содержанию ↑

Диагностика

Если родители заметили у ребенка появление характерных для неврастении симптомов, им следует отвести его к педиатру, который осмотрит его, выслушает жалобы, задаст уточняющие вопросы и даст направление к неврологу.

Так как неврастения может развиться на фоне соматических (физических) заболеваний, диагностические мероприятия могут включать:

  • МРТ и КТ головного мозга;
  • реоэнцефалографию;
  • дополнительные исследования (в зависимости от симптоматики).

Если у невролога возникнут подозрения, что симптоматика связана с эндокринными патологиями, он направит ребенка к эндокринологу.

Обычно астено-невротический синдром не связан с серьезными нарушениями в работе организма и развивается на фоне чрезмерных нагрузок, стрессов.

Если соматическая патология не была выявлена, начинается лечение неврастении, включающее консультации у психотерапевта и медикаментозную терапию.

к содержанию ↑

Методы лечения и реабилитация


При лечении неврастении показана психотерапия и медикаментозная терапия. Также хорошие результаты, особенно если заболевание не запущено, показывают общие мероприятия (коррекция режима и питания, создание благоприятной обстановки в школе и дома, расслабляющие процедуры).

Медикаментозная терапия:

  1. Методы лечения, препараты и реабилитацияАнтидепрессанты. Назначаются, если заболевание запущено. Они улучшают настроение ребенка, дают ему силы, восстанавливают нормальный сон. Наиболее распространенным антидепрессантом с минимумом побочных эффектов является Прозак. Его часто назначают детям. Также доктор может назначить и другие антидепрессанты, в зависимости от состояния ребенка.
  2. Седативные средства. Они способствуют устранению избыточной раздражительности, агрессивности, улучшают сон, благоприятно влияют на аппетит, снижают тревожность, ипохондрию. Детям назначают препараты на основе трав (Ново-пассит, травяные настои, Валериана, Пустырник Форте).
  3. Транквилизаторы. Применяются те разновидности транквилизаторов, которые имеют выраженный седативный эффект. Снижают выраженность страхов, уменьшают тревожность, улучшают сон. Используются, если мягкие травяные препараты не показали эффекта, а состояние ребенка тяжелое. Примеры: Аминазин, Тизерцин.
  4. Ноотропные медикаменты. Снижают выраженность апатии, улучшают концентрацию, повышают интерес к окружающему миру, положительно влияют на способности к обучению, благоприятно влияют на сон. Примеры: Фенибут, Нейробутал.
  5. Витамины и минералы. Благоприятно на самочувствие ребенка влияет назначение магния. Также могут быть назначены витаминно-минеральные комплексы либо наборы определенных групп витаминов в зависимости от симптоматики.

Психотерапевтическое лечение благоприятно влияет на состояние ребенка, дает ему возможность найти решение своих проблем, посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Количество консультаций определяется тяжестью состояния. Также психотерапевт даст родителям советы по организации жизни ребенка.

Общие мероприятия:

  • Методы лечения и реабилитация ребенкародителям следует постараться оградить ребенка от негативного влияния (перевести в другую школу или в другой сад, обсудить ситуацию с классным руководителем, с родителями детей, которые его могут обижать);
  • повлиять на снижение нагрузки в школе, уменьшить количество кружков и секций, которые посещает ребенок;
  • помогать ему с домашними заданиями (доброжелательно, без криков, агрессии);
  • полезно делать легкий массаж спины, шеи, плечевой зоны (мягко, движения должны быть ласковыми, поглаживающими, иначе можно навредить);
  • решить проблемы, которые ухудшают обстановку дома;
  • создать благоприятную обстановку в вечернее время, чтобы ребенок мог отдохнуть и спокойно заснуть.

Доктор Комаровский считает, что лечение неврозов, к которым относится астено-невротический синдром, заключается в обнаружении и устранении провоцирующих, травмирующих факторов.

к содержанию ↑

Профилактика

Чтобы не допустить развития астено-невротического синдрома, следует:

  • беречь ребенка от нервных потрясений, излишних стрессов, чрезмерных нагрузок;
  • общаться с ним мягко, доброжелательно;
  • отказаться от наказаний, которые могут его травмировать;
  • интересоваться обстановкой в школе или в саду (спрашивать, как идут дела, не обижает ли кто-то, есть ли друзья);
  • дать понять, что он всегда получит помощь, если попросит;
  • не допускать ухудшения обстановки дома (скандалы и крики никогда не идут на пользу психическому состоянию).

Своевременная профилактика

При возникновении первых симптомов неврастении необходимо отвести ребенка в больницу и тщательно следовать всем врачебным рекомендациям.

Если провоцирующие факторы исчезнут, его состояние быстро улучшится, а заболевание не усугубится.

Ошибки в воспитании, приводящие к неврозу у детей — в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

Добавить комментарий